Как мы самостоятельно, без издательства, выпустили книгу для детей



О том, как мы пришли к идее издания книги, я рассказал в предыдущем посте. А тут я постараюсь рассказать про взаимоотношения с издательствами и почему в итоге мы сами выступили в качестве издательства; про то, как искали, где печатать книгу, и несколько курьезных моментов из этого; про подготовку макетов книги; про взаимоотношения с типографией и, наконец, как происходила непосредственно сама печать книги.

Вот основные стадии книги — от замысла, до выхода в свет:

Автор

  • идея книги и концепция;

  • написание книги.


Издательство

  • оформление (макет, фотографии, рисунки, графика);

  • обложка;

  • корректура текста;

  • подготовка макетов к печати;

  • деньги на печать книги.


Типография

  • контроль макетов перед печатью;

  • печать книги;

  • упаковка (если требуется).


Дистрибьютер

  • Когда все стадии успешно пройдены, книгу, по обыкновению, развозят по книжным магазинам. И этими вещами занимается кто-то вроде дистрибьютора. Но бывает, что в крупных издательствах это подразделение интегрировано в компанию и, значит, опять в игру вступает издательство. А небольшие издательства отдают эту функцию на сторону.


Книжные магазины

  • Затем книги появляются на полках книжных магазинов. Как правило, происходит это одновременно во всех книжных магазинах, так как договора у дистрибьюторов уже заключены с большим количеством магазинов (с основными уж наверняка).



И вот только после всего этого читатель может получить книгу в руки и, если она ему понравится, купить ее, и, если дойдут руки, будет время и сойдутся звезды, начать читать, и, возможно, прочитать до конца. Не считая последней стадии, на всё это потребуется от полугода и более. Мы справились за минимальный срок.

Теперь, когда вы немного лучше представляете общую картину, я могу приступить к рассказу.

Стадия №1: Автор

Идея написать книгу пришла мне в конце весны 2013 года. Концепция была описана вечером за чаем. После этого я попросил Машу, своего компаньона, сделать приблизительный набросок книги. Она справилась с задачей за два дня. После этого Ксюша сделала первый пробный макет одного из разворотов книги. Это я, конечно, описал все в общих чертах, но примерно так все и было. Потом я приводил текст в надлежащий вид, Анатолий проверял его на ошибки и все такое. Все, с этим можно было уже идти в издательства.

Стадия №2: Издательство

И мы пошли: разослали свои «рукописи» по всем известным издательствам и стали ждать. День ждем. Неделю ждем. Три ждем. Устали ждать.

Тут у меня закрались первые сомнения — а верным ли путем мы идем? Не может же все так происходить с каждой книгой, которая стоит на магазинной полке!?

И тут как раз приходят сразу ответы от двух издательств:
Первый: «Так и быть, издадим вашу книгу, заплатим вам 6% после продаж».
Второй: «Хорошая книга, готовы напечатать и отдать вам 300 книг за это».

Оказывается, авторам предлагают от 5 до 10 процентов с продаж. Причем с какой именно цены — не говорят, а когда начинаешь выяснять, то оказывается, что с оптовой цены. А оптовая цена составляет менее трети розничной цены. Например: книга на полке стоит 500р., оптовая цена ее около 150р., значит, автору полагается максимум 15 рублей. Обычно печатают 5000 экземпляров, умножим их на 15 рублей, получим 75000р. Это при хорошем раскладе! Обычно получается меньше. Когда именно автор получит деньги на руки — тоже тема темная, думаю, все зависит от перспективности книги и от отношения к этому самого издательства.

Так устроен рынок. Хорошо это или плохо, но он так сложился и так работает. Но мы этим вариантам явно не симпатизировали и пришлось искать свой путь. И мы его нашли: печатать книгу самим и будь, что будет!

Забегу немного вперед и скажу, что нам в итоге сделали предложения все без исключения топовые издательства России после того, как мы собрали деньги на печать через краудфандинг. Кстати, о том, как мы собирали деньги, можете прочитать все в том же прошлом посте.

Если в схеме теперь нет издательства, это не означает, что его функции никому делать не придется. Напомню их: макет, оформление, верстка, фотки, рисунки, обложка, подготовка к печати, взаимоотношения с типографией и… деньги на печать. Надо, значит, надо.

Перед сдачей книги в печать мы напечатали пробный образец, который мы сделали на основе набросков, но он нам совсем не понравился. Одно дело — смотреть на книгу через экран компьютера, другое дело — держать ее в руках. Вот как выглядел этот экземпляр:



После этого мы решили все переделать полностью. Макет и рисунки сделала Ксюша под небольшим моим руководством. Фотки для внутреннего наполнения я сделал сам. Верстку для типографии Ксюша делала самостоятельно и теперь она в этом гуру. Обложка… непонятно как ее делать было, мы сделали как могли: поехали с сыном к знакомому фотографу (спасибо Диме огромное за безвозмездную помощь!), взяли с собой пару халатов и ящик с реквизитом для опытов. Было уже около 10 вечера, Марку нужно было на следующий день идти в школу, но, надо отдать и ему должное, отработал он этим вечером спокойно и по-взрослому. Сделано было около 300 фотографий. Чего мы только не вытворяли на них!



В итоге была отобрана лишь одна (вернее — две, на заднюю сторону обложки тоже).



Конечно, мы многие дела делали параллельно, вы не подумайте, что мы действовали по какому-то четкому алгоритму. Поэтому была сделана куча лишних телодвижений, но, оглядываясь назад, могу сказать — они были не напрасны. Теперь издать десяток-другой книг нам как раз плюнуть. Перед разговором о типографии расскажу, как мы определялись с форматом книги. Мысли, конечно, были, но хотелось знать, как делают другие. Поэтому для начала мы закупились детскими книгами самого разного направления. Оказалось следующее:

  • чаще всего используется твёрдая обложка;

  • самый распространенный формат издания — от А4 до А5;

  • тираж, в среднем, до 5 тысяч экземпляров (чаще — меньше, очень редко бывает больше);

  • разброс цен от 200 рублей до тысячи и более (твёрдая обложка – от 500 рублей);

  • DVD с книгой мы не встретили.





В итоге, после долгих поисков своего формата, мы остановились вот на этом:

  • бумага мелованная матовая, 160 г/м, Германия, 80 полос, 4+4;

  • ламинация на обложку;

  • обложка – картон Суражский обложечный 1050х920 тол.2.5мм.


Так как хотели еще добавить DVD к каждому экземпляру книги, то пришлось еще разбираться с тиражированием дисков. Но это дело, как оказалось, более понятное. Мы зашли в интернет, набрали в строке поиска «тиражирование дисков» и все, что нужно, нашли. Диски нам обошлись в 43250 рублей за 5000 шт. Это с печатаю на диске и целлофановыми пакетиками для каждого.



А вот с поиском типографии все обстояло совсем иначе. Сначала мы начали опрашивать знакомых и получили контакты якобы недорогих типографий. Те нас уверяли, что дают самые низкие цены, которые были от 500 000 рублей за 5 000 экземпляров, плюс упаковка, вложение диска, и прочие «непредвиденные» расходы. Поиск в Интернете не дал никаких толковых результатов, потому как более-менее конкретных данных про печать книг (цены, сроки, особенности и т.д.) там нет. Да и отдавать в печать книгу куда попало было бы очень опрометчиво, ведь сумма для нас совсем не малая. И тут совершенно случайно ответ был найден сам собой. К тому времени мы уже пришли к решению собирать деньги на печать книги через краудфандинг и я изучал успешные проекты в той сфере. В качестве примера взял проект, который недавно собрал деньги на детскую книжку. Познакомились с автором проекта, и он-то и дал наводку на то место, где он печатал книгу. Это была типография «Парето-Принт» из Твери. В той типографии нам сразу дали цену в 350 000 рублей за 5 000 экземпляров, а еще за 40 000 рублей согласились упаковать каждую книгу и вложить в нее диск.

Деньги на печать книги мы собрали через краудфандинг.



Все, мы выполнили все функции издательства! Но тревога в душе была до последнего момента, пока я не взял в руки экземпляр готовой книги. Она оказалась «настоящей», живой, замечательной! Даже лучше книги, которая была у меня в голове.

Для полноты картины нужно еще описать пару моментов, без которых книга была бы не книга. Для того чтобы издать книгу «по всем правилам», следует обратиться в Российскую книжную палату, где требуется получить несколько регистрационных номеров. В РКП люди работают на удивление адекватные и шустрые. Телефон всегда доступен, отвечают на все вопросы спокойно и доходчиво, регистрационные номера выдаются чуть ли не на следующий день после подтверждения получения денег бухгалтерией с их стороны. Занимался этим вопросам Анатолий и вот, что он сказал после завершения: «Честно говоря, я не раз сомневался, что имею дело с российскими чиновниками. Что ж, очень приятный сюрприз».

Изначально вы пишите запрос по форме, которую вам высылают на почту (или которую можно скачать на сайте РКП). Через несколько часов вам в pdf присылают счёт и договор (который можно заполнить от руки, поставить печать и выслать им скан). Оригинал привозите, когда приедете получать номера. На всё про всё – 2-3 рабочих дня.
Итак, что вам нужно? Прежде всего – УДК/ББК и ISBN.
Запросы на эти номера отличаются по форме, но практически одинаковые по содержанию, в них отражаются все данные юрлица, которое будет выпускать книгу. Да-да, чтобы издать книгу, вам требуется юрлицо. Учтите это! Благо, мы об этом задумались сильно раньше, и это «лицо» у нас уже было.

Обратите внимание, что УДК и ББК нужен один раз на серию. То есть, к примеру, у нас планируется четыре тома в рамках серии «Простая наука», нам достаточно получить УДК/ББК один раз. Собственно, в нашем случае в Книжной палате сказали, что достаточно получить только УДК. А вот международный книжный номер (International Standard Book Number) нужен на каждое издание.

Естественно, что их получение – дело не бесплатное, но вполне демократичное. УДК стоит 1534 рубля, а ISBN – 1652 рубля. В итоге, мы все оплатили и получили эти номера.



Стадия №3: Типография

Теперь про взаимоотношения с типографией и про саму печать книги. Как я уже сказал, мы печатались в ООО «Издательско-полиграфический комплекс Парето-Принт». Не сочтите за рекламу, но это по праву один из лучших ИПК в России. А с учётом, как недалеко они от Москвы и наличия офиса в Москве, конкурентов у них немного. Если вообще есть.

А теперь про один минус. Заключение договора с этой компанией – дело совсем не хлопотное, но требующее определенного времени из-за большого количества согласований с их стороны. Делать ничего не надо, просто ждать. Ребята явно экономят на количестве менеджеров, которые не успевают обрабатывать запросы всех клиентов. Это наше сугубо личное мнение, которое продиктовано огромным количеством попыток связаться с нашим менеджером для оперативного уточнения того или иного вопроса. На оперативность уходило 1-2-5 дней, вместо простого ответа на вопрос по телефону (который не поднимали и не перезванивали) или ответа на e-mail. На помощь менеджерам всегда приходит (в нашем случае) директор по продажам в Москве. Телефон у него всегда доступен, ответит, узнает, перезвонит.

Когда мы доделали все макеты по их требованиям и получили нужные одобрения, настал период ожидания очереди в печать. Непосредственно производственный цикл по печати книги занимает 2-3 дня, а печать на машине – всего несколько часов. Однако после поступления файлов на ftp типографии до выдачи тиража проходит 2-3 недели. Обычно все же две. Я присутствовал во время процесса печати нашей книги и своими глазами видел, как щепетильно они относятся к каждому изданию. Полагаю, что те две недели перед печатаю они тоже не просто так взяли.

Типография открыта к общению, даже пустили посмотреть на сам процесс. Я смог снять небольшое видео, как печаталась книга «Простая Наука»:



В итоге книга была передана в стороннюю логистику день в день, как было указано в соглашении. Это круто! Сама доставка была не без приключений, но это к процессу печати книги мало относится, поэтому рассказывать не буду.

Продажа книг

Книга напечатана и находится у нас на складе. Теперь дело за продажей. И это отдельная история, которая только-только началась, но, чувствую, что она будет не менее увлекательной. Так что если у кого есть идеи, как и куда реализовывать книгу — буду очень признателен. Особенно, если это будут контакты конкретных толковых людей или компаний. И, кстати, сдается мне, что у нас нет выбора, иначе как идти каким-то кривым и окольным путем, ведь мы планируем издать четыре книги из серии «Простая Наука».

Купить книгу для детей можно пока только на нашем сайте. Но правда одни ребята из Минска уже распространяют книгу по Беларуси.

В январе выходит вторая книга из серии «Простая наука», в марте — третья и в июле — четвертая.

Рейдеры Великого недорожья

Можем ли отправить наш Луноход в "Космос"?

У нашего отечества в запасах с 1977 года в запасниках стоит полностью укомплектованный Луноход, рабочий аппарат, готовый хоть завтра начать колесить по нашему спутнику. Отправлять его никто не собирается, но можно было бы транспортировать его в павильон "Космос" на ВВЦ, дабы он там катался и просвещал публику. Но нет денег на переезд. Как вы считаете, мы могли бы краудфандингом собрать денег на отправку аппарата?



"Луноход" возвращается в "Космос" - эта новость была бы достойна заголовков первых страниц в газетах страны. Но, как сейчас часто бывает, инициатива столкнулась с банальными проблемами: аренда слишком дорогая, за космос скидок не делают, специалистов не хватает, помощи ждать неоткуда. Так, что если у кого есть знакомый инвестор, который найдет $1М на космос – дайте знать. Ну или несколько частями. Я думал и насчет кикстартера, но, боюсь, нужный объем средств не собрать, по крайней мере не для "Космоса" на ВВЦ.

Зато можно попробовать помочь другим способом. Если кто-то умеет держать отвертку, паяльник или электродрель и есть желание что-то сделать для космоса, мы можем предложить свою помощь Комаеву. Пока нельзя сказать наверняка получится ли это реализовать, найдется ли возможность пройти на закрытую часть завода, и нужна ли наша помощь, но мы хотя бы предложим. Зато, если получится, то появится возможность поработать вместе с настоящими космическими специалистами. Для этого предлагаю написать zelenyikot в личку.



Подробнее здесь: http://zelenyikot.livejournal.com/23371.html

"Подводные грабли Кикстартера" и другие интересные доклады.

Crowdcult-Pro – это второе крупное мероприятие, посвященное краудфандингу, в этом году.

Что очень полезно, в этот раз было много именно анализа ошибок и советов будущим авторам проектов, как для Бумстартера с Планетой.ру, так и для Кикстартера с Гринлайтом.

Секцию "звезды краудфандинга" начал я со своим докладом о том, какие опасности подстерегают вас при ведении проекта на Кикстартере. Я рассказал самые интересные случаи из своего опыта ведения Септикона на Кикстартере и активной помощи другим проектам.

Мою презентацию прослушать можно чуть ниже. Её записали ребята из клевого стартапа
Пенкси. Это мои слайды, которые сопровождаются моими голосовыми комментариями.




Collapse )

Грант ЖЖ

Ровно месяц назад мой блог получил грант ЖЖ в размере 30.000 жетонов.
Если честно, я так до конца и не разобрался, как их лучше тратить. Руки не доходили испытать все инструменты, которые для этого предназначаются. Пока я использовал только рекламу в промо-блоке других журналов, которые сам иногда читаю. В следующем месяце попробую что-нибудь еще.

Вообще времени на блог мне не всегда хватает. Делать развернутые аналитические посты времени вообще почти нет, и в ближайшее время вряд ли что-то в этом плане изменится, работай я себя только еще сильнее загружаю =)

А вот скрин со всеми моими тратами жетонов, которые не сильно отражались на читаемости записи. То ли лыжи не едут, то ли мне нужно пробовать другие методы промо =)

Снимок

За жетоны большое спасибо администрации ЖЖ. Я постараюсб еще придумать, как их потратить с умом.

Различия в продвижении крауд-проектов в России и за её пределами. Часть 1.

Я уже рассказывал о новом информационном портале о краудфандинге - .Crowdcult. Теперь там тоже будут регулярно появляться мои статьи. Сайт пока еще функционирует на стадии бэты, но все огрехи должны быть в скором времени исправлены.

Введение

Тема моего доклада была: «Различия в продвижении крауд-проектов в России и за её пределами». Такая тема мною была выбрана, так как я имею опыт собственного ведения проектов на Кикстартере и Планете.ру, а также помогал различным проектам на Кикстартере, Планете и Бумстартере. Материала довольно много, поэтому я разделю его на три части и соответственно - три статьи.

Iamthemorning - первый успешный музыкальный проект.

Первым моим приобщением к жизни проекта была помощь Марианне – солистке группы Iamthemorning.

История их группы, это настоящая сказка о Белоснежке. Где-то в далекой Англии подруга Марианны дала диск этой группы музыкальному продюсеру известной исполнительницы Tori Amos. И Марселю ван Лимбеку музыка понравилась, он пригласил ребят в свою студию звукозаписи и даже запустил от своего лица для них проект на Кикстартере по сбору средств для оплаты арендованной студии.

Ребята очень хорошо оформили свой проект и помогать им, сперва, было одно удовольствие. Моя девушка, которая занимается пиаром в музыкальной среде смогла не только пробить им первую полосу в METRO, статьи на ART 1 и новостных ресурсах, но и несколько интервью. Правда Марианна то ли была действительно занята, то ли слишком застенчива, но на интервью так и не явилась.

Помимо сборов на Кикстартере ребята также собирали деньги в своем блоге, где они получали тоже значительные суммы денег. Наша с Полиной помощь скорее всего помогла именно сборам в блоге, нежели на КС.

Какой следует извлечь урок?

- Будьте готовы серьезно работать, не покладая рук, во время жизни проекта. Вы должны отдать себя СМИ, быть готовыми не спать, но идти на интервью!

The Cradle of MIR ar Burning Man 2013

Вторым проектом, которому я помогал стала инсталляция космическая станция МИР в масштабе 1:3 на всемирном фестивале Burning man.

Авторами проекта является довольно большая команда, которая выиграла конкурс на создание своей инсталляции. Какие-то средства им выдавали, как грант, но недостающие они должны были собрать сами. Ребята запустили сразу два проекта: на Кикстартере и на Планете.ру. Конечно, они не думали, что вести оба проекта будет очень сложно и трудоемко. Как итог, на Кикстартере средства собрали, а на Планете нет.

По моим наводкам ребята пытались засветиться в Твиттерах социально активных космонавтов, редактировали набор своих наград и вообще отлично работали по ходу компании, не покладая рук. Продвижение в русском сегменте, что собственно и отразилось на сборах, шло с большим треском. По правилам фестиваля все инсталляции по окончанию мероприятия сжигаются, чтобы не засорять пустыню, в которой проводится Burning Man. Для русского сознания это был разрыв шаблона, который еще и затрагивал патриотические чувства: «Лучше бы они Хабл сожгли!», «А Челленджер построить и сжечь слабо?». Мне, да и ребятам тоже, было очень странно слышать подобные речи. Ничего предосудительного или тайно надругательного в сжигании временной инсталляции я не вижу.

Какой следует извлечь урок?

- Будьте готовы общаться с хейтерами, объясняйте, делитесь своими мыслями и чувствами. Ни в коем случае не закрывайтесь и не грубите! Хейтеров, быть может, вам не переубедить, но ваши ответы будут читать все и по ним будут судить, стоит ли давать вам денег.

Продолжение следует

Во второй части, которую я постараюсь побыстрее дописать, я расскажу уже о своем первом проекте на Кикстартере и о первом проекте на Планете.

Сразу три новых краудфандинговых сервиса!

Доступ русскоязычным разработчикам на Кикстартер, семинары и тренинги для авторов проектов и первый в мире краудгифтинговый сервис!

Меня пригласили на конференцию в роли докладчика, но писать я буду не о себе, а о том, какие интересные и знаковые для отечественного краудфандинга события произошли на данной конференции. Сама конференция прошла в субботу в рамках шестой ежегодной недели российского интернета (Russian Internet Week) и целый день краудфандинга был организован силами Катерины Чечулиной
(PR-директор Planeta.ru).

На конференции выступали представители Boomstarter, Planeta, Like&Pay, а также авторы очень успешных проектов, такие, как:
Дмитрий Гориловский, который со своей командой собрал $500.000 на Lightpack на Кикстартере
Денис Мохов, автор проекта «Простая наука», собравший на boomstarter 823.376 руб

И многие многие другие. А теперь о самом интересном!

image

Collapse )

Кикстартер теперь доступен для Австралии и Новой Зеландии

В Августе было анонсировано, что Кикстартер откроет свое двери для авторов проектов из Новой Зеландии и Австралии.

С 14 октября жители этих двух стран могут создавать свои проекты, но запустить их они смогут только в среду 13 ноября. То есть делать черновик странички и работать над ним жители Автралии и Новой Зеландии уже могут, но нажать заветную «красную кнопку» (она, кстати, на КС зеленая) получат возможность только через месяц.


Collapse )

Отечественные проекты на Кикстартере.

На данный момент я знаю 4 новых проекта из России, Белоруссии, Украины, 3 о которых я уже писал вот здесь и еще один, к которому определенной русские имеют отношение. Также напомню вам те проекты, о которых я уже писал ранее и которые увеличили свои сборы.



Collapse )

Первая конференция по краудфандингу в России!

На конференции вы сможете узнать все и о Кикстартере и об отечественных крауд-платформах. Будут доклады о продвижении проектов, об общении со СМИ, о правильной подаче проекта и о многом другом.
Конференция пройдет 19го октября в Москве в рамках шестой ежегодной недели российского интернета (Russian Internet Week).

Лично я буду читать доклад на тему: "Различия в продвижении крауд-проекта в России и за ее пределами" в Белом Зале в секции с 16-00 до 18-00. В этом докладе я постараюсь рассказать о своем опыте ведения успешного проекта на Кикстартере, о том, как я помогал другим проектам успешно собирать средства и, конечно, о своем неудачном проекте на Планете.ру =)

Доклады и прочие мероприятия будут проходить одновременно в двух залах, ознакомиться со списком докладов и выступающих организаций можно по ссылкам, приведенным ниже.

Расписание Желтый Зал: http://2013.russianinternetweek.ru/program/block/crowd_funding.php
Белый Зал: http://2013.russianinternetweek.ru/program/block/white-3.php

Снимок

Септикон на Кикстартере. Разбор полетов.

Септикон, в компании которого на Кикстартере я принимал участие, успешно окончил свой путь на отметке в $26.613 из $15,000
Немного отдышавшись после активного ведения проекта, можно начать подводить итоги. Не смотря на то, что проект завершился успехом, он прошел не идеально гладко, некоторые ошибки все таки имели место быть, и я хотел бы вам рассказать о неожиданных трудностях, которые у нас возникали.

t1Od1kQ_KR8


Collapse )